Много шума из ничего: впечатления от премьеры «Матильды»
«АмурЛента» расскажет, почему это просто неплохой фильм и ничуть не скандальный
Люблю хорошее кино и к фильмам Алексея Учителя весьма лояльна. «Матильда» вызвала бы интерес и без истерик в обществе, но так уж и быть: хайп сделал свое дело, и я пошла на премьеру. Заодно немного поболтала с горожанами об их ожиданиях.
Пожалуй, после «Левиафана» и не припомнить фильм, который вызвал бы такой резонанс во властных и религиозных кругах. На этот раз в игру активно вступили верующие, а Алексей Учитель стал известен массам как никогда раньше: количество поисковых запросов Яндекса в августе 2017 года составило более 62 тысяч человек (а годом ранее было лишь 9 тысяч человек).
Однако обычную историческую мелодраму осыпали невиданным ранее количеством обвинений: историческая недостоверность, клевета, оскорбление религиозных чувств, оскорбление государственной власти, отрицание и ниспровержение семейных ценностей и пошлость.
PR-компания
Популярность запросов, связанных с фильмом «Матильда», выросла в десятки раз. Первая вспышка интереса совпала по времени с обращением Натальи Поклонской в Генеральную прокуратуру, сообщает Википедия. Мы вспомним лишь самые громкие события.
Депутат Государственной Думы и почитательница Николая II Наталья Поклонская устроила настоящую травлю фильму еще на этапе съемок, добиваясь его запрета всеми возможными способами. Неизвестная доселе организация «Христианское государство — Святая Русь» угрожало кинотеатрам поджогами и даже осуществила некоторые из своих угроз.
Движение «Сорок сороков» оказалось более уравновешенным и открытым, но также было заподозрено в экстремизме. Прославилось оно тем, что 1 августа устроило молитвенное «стояние» за запрет «Матильды», в котором приняло участие около тысячи человек в разных городах России.
Рамзан Кадыров вкинул свои пять копеек и сообщил, что в Чечне не станут тратить время на просмотр «безнравственного, бездуховного и аморального по отношению к своей Родине фильма». Некоторые российские митрополиты тоже протестовали против показа, а кто-то даже делал упор на просветительскую работу о «царе-страстотерпце».
Между тем, в сети уже появился фильм под названием «Оболганный государь» авторства Сергея Алиева. Мы в редакции еще не смотрели (и не уверены, что будем), но в роли экспертов там выступают известные своей радикальной православностью Федор Конюхов, космонавт (!) Сергей Рыжиков, боец Федор Емельяненко, актер Николай Бурляев (сыграл Николая II в «Адмирале») и другие люди, не совсем причастные к науке. Ученые в фильме тоже есть, но у них очень странные аргументы. Создатели фильма хотели протолкнуть его на федеральное телевидение, но везде получили отказы.
Мнения
Вопреки ожиданиям, никакого ажиотажа в кинотеатре не было: зрители не очень бурно покупали билеты на «Пилу 8», «Последнего богатыря» (новая русская сказка) и еще менее охотно — на премьеру от Алексея Учителя. Я спросила у нескольких зрителей, почему они все же решили посетить премьеру в кино.
Галина Михайловна, учитель истории на пенсии
Я ждала выхода «Матильды» и много читала о фильме, следила за развитием событий. Я ведь историк и мне особенно важно увидеть, как нашли отражение в фильме реальные события. Неточности возможны, вот и проверим. К Алексею Учителю очень хорошо отношусь, нравятся его фильмы, особенно «Дневник его жены». Не думаю, что он мог как-то плохо показать царскую семью. Кроме того, Николай II действительно не был девственником к свадьбе: у него в молодости было много возлюбленных. Думаю, будет красочно. Судя по мнениям людей после предпоказов, придраться особо было не к чему, а последнего царя Учитель показал довольно положительным человеком.
Юрий, директор компании
Шуму вокруг «Матильды», конечно, было много. Я наслышан о том, как протестовали верующие и настаивали, что в фильме насмехаются над святым царем. Ажиотаж повлиял на желание сходить в кино. Вообще думаю, что должно получиться неплохо, к тому же, говорят, снято действительно очень близко к истории. Может, и не на все 100% понравится, но уж на 50% — точно.
Наталья, модельер
Я иду на «Матильду», потому что мне интересно. Даже не столько скандалы зацепили, сколько сама история: она любопытна и как с романтической стороны, и с политической. Я хочу оценить видение режиссера, потому что мне нравится Алексей Учитель и его работы. Уверена, что будут красивые костюмы: все российские фильмы, в которых задействован театр, получаются хорошо и эффектно. Будет, на что посмотреть.
Анна, работник некоммерческой организации
То, что мы пришли именно на премьеру, получилось случайно. Скандал вокруг съемок и премьеры разбудил интерес. Вообще-то я не читала никаких исторических данных об отношениях Николай II и балерины. Фильмы Алексея Учителя тоже не смотрела. Однако, думаю, после просмотра кино я точно обо всем почитаю поподробнее. От фильма ожидаю, что он будет хорош.
Ожидания и реальность
Вопреки ожиданиям, фильм полностью оправдывает свою категорию 16+: никакого голого царя и ругательств, очень условные постельные сцены, диалоги о высоком. В первую очередь в глаза бросается то, как он снят: впервые 25 миллионов долларов, которые на фильм потрачены, не растаскали ушлые люди. Для русских фильмов такой размах — большая редкость.
Детальные, масштабные декорации собора, роскошные костюмы, от которых не оторвать глаз, отличный грим, качественный звук и чувственные съемки, музыка от знаменитого кинокомпозитора Марко Белтрами, массовка, достойная западных проектов, замечательно воссозданная атмосфера жизни того периода — вот на что ушел бюджет фильма, за который так тряслись злопыхатели. Работа Алексея Учителя — это пример честных съемок, хотя критики уже обвинили его в лишнем увлечении антуражем.
Большинство актеров на главных ролях — не из России. Знойная красавица Михалина Ольшанска с потрясающим взглядом, романтичный и страстный 41-летний Ларс Айдингер (принятый в штыки религиозными фанатиками за откровенный кадр из фильма Питера Гринуэя) создают некое подобие химии. И нескладная, смущенная Аликс Луизы Вольфрам удачно дополняет любовный треугольник.
Чутье Алексея Учителя не подвело: все остальные актеры тоже подошли по фактуре. Трогательно влюбленный князь Григорий Добрыгин, эксцентричный хореограф Евгений Миронов, начальник сыска Виталия Кищенко. У Никиты Козловского почти не было экранного времени, поэтому сказать особо нечего. Хотя голос у него прекрасный даже в эпизодах. Никто не выделился чем-то особенным, у всех довольно простые и скупые реплики, но смотрятся органично.
Роль вдовствующей императрицы Марии Федоровны для Ингеборги Дапкунайте — 150% попадание. Она удивительно держится и разговаривает, все эпизоды с ней — безупречны.
По правде сказать, фильм не тянет на скандальный. Совсем. Это неплохая историческая мелодрама, снятая со вкусом и размахом. Она вполне себе на уровне западных фильмов, и это огромное достижение для русского кинематографа. Драму подчеркивают такие удачные (и редкие) моменты, как толпы простолюдинов на вокзале Петергофа, которых впервые видит будущая императрица Александра — те, кто поляжет на Ходынке. Есть и просто интересные сцены бытовой жизни дворян того времени. Кстати, независимые историки отмечают довольно высокую достоверность.
Здесь нет ничего особенного, потому что подобных лент за рубежом было снято много: там не боятся рассказывать о жизни императоров, независимо от того, какой смертью они умерли. При власти тоже находятся живые люди, с чувствами и ошибками. В «Король говорит» была похожая история, кстати.
«Матильда» — хороший образец того, что может сделать талантливый русский режиссер с нормальным бюжетом, даже если он с непривычки и впал в украшательство.
Фото: www.kinopoisk.ru, afisha.ru, kazak-center.ru
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.