Эвенки Приамурья создадут настольную игру про свою культуру
«Мы связываем мастеров, культуру и власть»
Эвенки — «оленьи люди» — их родовые общины, коренные промыслы, язык и национальные поселения это одна из визитных карточек Амурской области. Не так-то просто в 21 веке найти в мире место, где есть настоящие оленьи пастбища, и оленевод не на вездеходе пасет стадо.
— Но я вам честно скажу, того что я помню от своей юности, того что было в моей молодости, конечно уже в полной мере нет, — признается глава Семейной (родовой) общины коренного малочисленного народа Севера – эвенков «Синкэн» (Удача) Сергей Никифоров. – Сохранить хотя бы то, что осталось, вот наша цель.
«То, что осталось» — это не только народные промыслы и народное искусство, но и язык, и бытование, и история этноса. На это направлен проект, который в этом году община будет реализовывать. Официально это «создание комплекта дидактических материалов по изучению эвенкийского языка для младших классов». По-простому «Бэлэмни /Помощник» — это настольная игра с набором карточек, где в доступной и увлекательной форме будет рассказываться о народе, о его расселении, о культуре эвенков.
«Как община, мы впервые участвуем в грантовой работе, но как эвенки мы неоднократно помогали в других проектах. Так что опыт у нас имеется, работать любим», — улыбается Сергей Никифорович. Он много лет возглавляет Ассоциацию коренных малочисленных народов севера Амурской области и сам из Ивановки Селемджинского района, член КМНС «Синкэн». Для него пять семей, составляющих «Синкэн», не только родовая, родственная линия, но и возможность больше сделать для эвенков в целом.
С 2019 года, когда была зарегистрирована община, стали поднимать вопросы не только о культуре и языке. Активно участвуют челны КМНС «Синкэн» в возрождении и развитии хозяйственной деятельности, традиционной для эвенков – оленеводстве, охоте, пушном промысле. Поднимаются вопросы предоставления территорий для промысла. Представители выходят с предложениями на региональный, федеральный уровни.
Сейчас амурские эвенки поддерживают связь с коллегами со всей России, обмениваясь опытом, знают, какую поддержку получают общины на местах в разных областях страны, как работаю федеральные и местные законы. Порой приходится вступать в горячие споры с представителями других отраслей экономики – за пастбища, за возможность охотиться на земле предков, за сохранение природы.
— Как и все хранители самобытной культуры, мы переживаем, что она растворится, исчезнет под напором глобализации, в этом смысле боль нашей общины не отличается от боли любой национально-культурной организации. Захотите ли вы, например, надеть лапти, кокошник и ехать на телеге боронить поле? Комфорт и технологии вытесняют родовой уклад, и процент активной молодежи, расположенной к активному сохранению традиций – 0,01% — вздыхает Сергей Никифоров. – Потому важно и ценно сохранить, передать то что осталось. Мы не просто храним обычаи. Мы связываем между собой многих людей, вовлекая их в сохранение, и что, возможно, важнее — в понимание культуры.
Цепочка связей «государственные организации + музейные работники + творческие коллективы + народные матера из эквенков = большой проект» не раз удачно показала себя на деле.
Недавний пример такого союза – эвенкийский этнографический центр «Бидекит». Проект реализовывался другой общиной на базе амурского областного краеведческого музея при поддержке Фонда президентских грантов. Оформляли зал дизайнеры АмГУ, экскурсии ведут сотрудники музея, а помощь в оборудовании экспозиции этнографического центра оказывали все общины эвенков. Семейная родовая община КМНС(Э) «Синкэн» (Удача) изготовила ритуальный столбик сэвэк-мо, макет оленя и нарты. Лично помогали установить в зале чум – покров был сшит в благовещенском ателье, но сами работники не смогли установить таежное жилище в зале экспозиции. Большие эвенкийские праздники в этноцентре тоже проходят при совместной организации с общиной. Таких примеров – много. Практически ни один эвенкийский проект не делается в одиночку.
— Не только наша «Синкэн», конечно, участвует, но мы стараемся помочь всегда, — говорит Сергей Никифоров. – В ближайшее время в наших планах большой таежный молодежный форум «Тайга».
Межрегиональный форум молодежи «Тайга» пройдёт в селе Ивановское Селемджинского района. Участие в форуме примет молодежь из Хабаровского и Забайкальского краев, Республики Саха (Якутия) и Амурской области. И, конечно, Семейная родовая община КМНС(Э) «Синкэн» (Удача) тоже будет – как наставники, как участники.
На форуме у молодежи эвенков будет возможность полного погружения в историческое бытование своего народа.
Но сейчас нам, жителям уютных городских домов совсем не обязательно ехать на север, пробираться оленьими тропами или плутать в тайге, чтоб увидеть самобытную культуру эвенков. Конечно, хорошо лично побывать на празднике «День оленевода» в национальных селах, или пожить в тайге в чуме, но если такой возможности пока нет, то познакомиться, и даже окунуться в культуру исконных жителей амурского севера можно вот здесь, в Благовещенске, благодаря тем умениям, ремеслам и связям, которые поддерживают родовые общины между собой и со специалистами разных организаций.
Это не просто праздничное представление и театральная постановка «по мотивам», это элементы живой культуры, интересной, захватывающей, не уступающей глубиной легендам и эпосам, которыми любят зачитываться в глобализованном обществе.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.