#читать: благовещенский журналист создала поэтический проект в Instagram
Нина Каденева читает стихотворения и делает это потрясающе
Наша коллега и подруга — журналист Нина Каденева — создала в Instagram красивый и трогательный поэтический проект #читать. Нина читает стихи классиков и современных авторов, а запечатлеть это ей помогает оператор Кирилл Захаров. В свет вышло уже четыре выпуска #читать, и каждый раз работы ребят поражают своей глубиной. Подробнее о проекте «АмурЛенте» рассказала сама Нина.
Идея
— Я давно раздумывала над подобным Instagram-проектом, так как вроде бы всегда умела читать стихотворения — выигрывала в школе городские конкурсы чтецов, потом у меня был «читательный» триумф в университете. В определенный период мне стало сильно не хватать творчества. В народном театре «Дебют» при ОКЦ, где я играю, не была задействована с весны и мне жутко хотелось этого артистического выхлопа, куда-то деть энергию было необходимо и получить отклик человеческий. Для меня было важно, что скажут люди. Я не тщеславная, но для меня принципиально знать и чувствовать, что на мое творчество кто-то реагирует.
И вот на телеканале нашелся мой единомышленник — оператор Кирилл Захаров, — с которым мы даже не работали в одном отделе: Кирилл трудился в новостях, я — в рекламно-развлекательной программе. Но по творческому духу оказался мне близок и совершенно безвозмездно помог мне снять первое стихотворение. Я просто попросила, он просто согласился.
Кстати, у меня были попытки снять видео самой. В прошлом году на 9 Мая я села перед телефоном, настроила его и хотела снять стихотворение и выложить. Но получилось некрасиво. Мне не понравилось, как я выглядела, как читала. А когда тебя снимают, видят со стороны, получается совсем иначе.
Проект я назвала #читать, ведь это художественное чтение стихотворений. Это слово такое звучное и побуждающее! Хотя Кириллу сначала не очень понравилось. Потом прижилось и получило одобрение.
Еще было предложение назвать проект «Слово», но «Слово» — оно, как по мне, больше будто к прозе относится… Не знаю. Мне по душе, как сложилось. Многие пишут, что название удачное, и так приятно, когда говорят «Нина, мне так нравятся твои #читать».
О выборе стихотворений
— Я всегда выбирала стихотворения печальные, грустные, при этом очень любила сюжетные, в которых разворачивается какое-то действие.
Для первого #читать хотела взять классику, но подать ее как-то необычно, однако выбрала Веру Полозкову. Я на нее подписана в Instagram. Да, считается мейнстримом, но она очень интересная, необычная. Стихотворение «Треш» — зовется достаточно странно для его содержания — давным-давно хранилось у меня в телефоне, и я думала, что когда-нибудь я его обязательно прочитаю. Оно очень понравилось людям, показалось им очень сильным, как парням, так и девушкам. Получила неимоверное количество отзывов не только от знакомых, но и от незнакомых людей.
Единственное расстройство — первое #читать получилось для Instagram-формата не совсем подходящим — слишком длинным, поэтому загрузилось только в галерею из двух видео, да еще и черным квадратом (смеется). А пользователь ведь мобильный. Он хочет включить, быстро посмотреть и больше ничего никуда не пролистывать. И когда на две части произведение разбито это все равно нарушает атмосферу стихотворения.
Тем не менее, люди комментировали, ставили лайки, писали восторженные личные сообщения. Это побудило скорее сделать второе #читать. В нем, кстати, принял участие еще один оператор — Роман Юдаков. Для съемок использовали его квадрокоптер.
Получилось хорошо! Второе стихотворение — «Человеку надо мало…» — я выбрала очень быстро, буквально выдернула откуда-то, и оказалось, что это Роберт Рождественский. Позже выяснилось, что читкой его стихотворений завален весь YouTube, но мне кажется, что так красиво, как сняли Кирилл и Рома, не получилось ни у кого.
Это стихотворение тронуло людей меньше, чем первое, потому что оно о простых истинах, а первое — про чувства, про любовь. Но ко второму стихотворению мне писали люди, у которых уже нет мамы, ведь там есть строчка «Чтоб жила на свете Мама, сколько нужно ей жила». Что это сильно, это мощно. То есть каждого трогает свое. Для кого-то сильнейшее впечатление — неразделенная любовь, и он пересмотрит на три раза, а кто-то потерял близкого — и это за душу берет.
Третье стихотворение — от мужского лица. Как ни странно, взяла Ах Астахову. Не хочу обижать поэтессу современную, но читают и смотрят ее все девочки наперебой, кичатся этим, и мне кажется, что это дань моде. Но нужное стихотворение нашла именно у нее. Оно мужское, «Карантин» называется. Для мужчины из произведения любовь — болезнь, он закрыл себя на карантин и просит не входить в его жизнь причину своей болезни.
Про четвертое #читать
— Четвертое #читать вышло буквально на днях и получилось необычным, потому что стихотворение для него написала я сама. Возможно оно корявое с точки зрения стихосложения, но это было «вынужденной» мерой.
Дело в том, что Кирилл — мой сопроектник — 10 лет назад потерял маму. К этой дате мы хотели приурочить стихотворение. Кирилл не хотел делать из этого частный случай, хотел общее, потому что не желал выставлять историю напоказ. Мы искали стихотворение о потере близких, даже больше о расставаниях. Искали долго, ничего не могли найти, ничего не подходило. Не нравилось справедливо, кстати, — почему-то нет на эту тему каких-то живых и достойных вещей. И в одно утро я просто встала и попробовала написать. Я вообще этого не умею, но сделала. Получилось, может, не так поэтично, но очень символично. Стихотворение о том, что люди оставляют для нас воспоминания, и мама предлагает своему сыну налить в чашку к обеду не суп, а воспоминания, которые ребенок — уже взрослый мужчина сейчас — будет есть очень медленно, не спеша, потому что он не хочет, чтобы мама мыла посуду и смыла их.
Стихотворение за сутки получило очень большой отклик — около 500 просмотров. Но не могло оно иначе пройти, потому что это тема, которая касается каждого, она болючая и острая, поэтому реакция была соответствующая.
Локации и образы
Первое стихотворение было снято на Мухинке, второе — в полях по дороге на Мухинку. Кстати, просим прощения у аграриев, что сою немного потоптали.
Третье получилось очень ярким и эффектным — на фоне стены электроаппаратного завода. Как вы помните, оно было «мужским» и я была одета соответствующе — в белую рубашку и черные брюки. Жалею, что волосы не собрала. Было очень холодно и я, дура, снималась без куртки. Когда Кирилл выкладывал фото-анонс, один молодой человек написал: «Снимаешь кино о менингите?». И я ответила этому парню, что когда наступит утро, мы узнаем, о какой болезни снимали кино (улыбается).
Четвертое #читать создавалось на кухне у замечательной и небезызвестной Натальи Овсийчук. Кирилл сам появился в кадре и принес фотографии своей мамы. Оттого удалось создать нужную атмосферу. И в этот раз нам на помощь вновь пришел Роман Юдаков. На этот раз вся операторская работа — его рук дело.
Читать просто
«Как будто бы про меня история», — пишут мне люди, а я хочу сказать о том, что эти стихотворения не про меня. Они про всех и ни про кого! То, что я читаю, не отражает моих личных переживаний, я не читаю о своих друзьях, о своем парне, о своих родителях, ни о ком. Я просто читаю. И читаю просто. Без особых эмоций.
Вот в то, что делала в школе, я вкладывала чувства, пускала в ход актерское мастерство, то есть немного преувеличивала, а сейчас мне хочется простого чтения, где ты ничего не придумываешь. Вот оно — самое честное!
Ну, конечно, все не совсем прямо, не так, что я встаю к стене, начинаю читать, а Кирилл снимает. Нет. Я прорабатываю каждое стихотворение. В идеале нужно знать произведение, знать ударения, интонации, паузы. Чтобы ты, как сейчас прочитал стих, повторил его аналогично через пять минут. Я прорабатываю, но не чересчур, чтобы осталось живое. Я хочу быть простой. Мне кажется, это должно цеплять.
Мы горим, будем еще придумывать и идейничать. Договорились с Кириллом, что каждое стихотворение должно быть принципиально отличным от другого, так что за проектом должно быть любопытно наблюдать.
На третьем #читать больше тысячи просмотров, 14 сохранений. 14 человек сохранили его, чтобы вернуться снова. Это круто, это приятно.
Я бояка критики. Но, мне кажется, я смогу защититься. Я читаю так, как читаю. Кто вдохновлен, тот смотрит. На мой взгляд, мы делаем неплохой продукт и все интересное впереди.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.