Ким Ки Дук: «Если бы не было женщин, я бы не снимал кино»
«АмурЛента» посетила встречу с южнокорейским мастером авторского кино Ким Ки Дуком
Как часто звезды мировой величины приезжают в Благовещенск? Сколько пальцев рук вам нужно, чтобы посчитать их? Визит южнокорейского режиссера Ким Ки Дука на фестиваль «Амурская осень» — случай исключительный. Мастер лаконичного авторского кино с азиатским спокойствием и проницательностью провел вчера вечером встречу со зрителями.
Атмосфера спокойствия и расслабленности, исходящая от 56-летнего режиссера и сценариста, имя которого в России произносят неправильно (а стоило бы Ким Гидок), обволокла суетливых благовещенцев и гостей из Москвы. Несмотря на то что большая часть аудитории явно не была знакома с творчеством спикера, все сидели тихо и слушали рассказы о том, как снимаются артхаусные фильмы. Как послушные дети.
Переводчик, занятый на другой встрече, опаздывает, но знаменитый российский журналист Сергей Шолохов, которого легко вспомнить по передачам «Тихий дом», начинает встречу с короткой презентации гостя зрителям. А потом беседа плавно входит в русло: из зала с восхищенным придыханием начинают задавать вопросы.
Человек без образования
Я по-настоящему начал смотреть кино в 30 лет, когда жил в Париже и рисовал. До этого я жил, как обычный трудящийся, работал на заводе. В 36 лет начал снимать свои фильмы.
В моем кино постоянно повторяются три основных темы: человек, природа и труд человека. Через эти темы я стараюсь донести главное: что наше общество должно быть горизонтальным, а не вертикальным. И у меня нет никакого специального кинематографического образования. Мои темы — мои учителя.
На мое творчество огромное влияние оказал опыт моей жизни. Также повлияло культурное наследие Кореи и память о прошлом страны тоже отпечатались. Была ли моя жизнь необычной? Обычной жизни вообще не бывает.
Моя нелегкая жизнь тоже поспособствовала творчеству
Я очень люблю российское кино. Из последних просмотренных фильмов хорошее впечатление сложилось о фильме «Левиафан» Андрея Звягинцева. Вообще у нас в Корее классикой считается советское и русское кино. Кроме того, я много общаюсь с русскими актерами, режиссерами и кинокритиками, но не думаю, что не обязательно учиться во ВГИКе и достаточно просто смотреть много хорошего русского кино.
В «Весне» первая половина — это отражение моей жизни. Вторая половина — это фантазии о жизни других людей. Но этот фильм не о религии. Конечно, смена времен года похожа на концепцию буддизма, но это тоже не намек на религиозность.
Тонкости перевода
Я считаю, что снимать надо хотя бы один фильм в год. Кино — это ведь тоже производство. Я через фильмы стараюсь раскрыть тайны человеческой жизни, и это мое ремесло. Подчеркиваю, что для меня кино — это профессиональная работа. Как и для писателя, художника их ремесло.
Приехав в Благовещенск, я тоже стараюсь работать. Я и тут стараюсь наблюдать за жизнью людей. На меня произвела сильное впечатление прекрасная природа. Также я встречаюсь и разговариваю с русскими людьми. Вот видите, все три моих темы в ходу. Впитывать — это моя профессиональная привычка.
Честно говоря, в Южной Корее нечасто пускают в прокат мои фильмы. Их мало смотрят. Доходы от них я получаю после показов на европейских фестивалях, где их представляют, а потом пускают в прокат за рубежом. И на эти доходы я продолжаю снимать другие фильмы. Вы, зрители, помогаете мне снимать кино.
В моих фильмах действительно мало диалогов. В «Весне», «Пустом доме», «Острове» — в них почти нет их. Я нарочно так снимал: не делаю упор на обычный человеческий язык, с переводом, хочу говорить на языке кино, универсальном, понятном каждому.
Обычно стараюсь закончить фильм за десять дней, потому что у меня маленькие бюджеты. «Весна, осень, зима и снова весна» была снята за двадцать дней.
Почти все мои актеры имеют опыт игры в театре. Однако иногда я беру и непрофессиональных актеров. Мне кажется, в конечном счете это неважно
Самое важное для актера или актрисы — понимать меня и замысел фильма. Я не даю никаких команд и указаний. Тип или стиль игры — это их выбор, их дело, главное — чтобы передали суть. Ну а если не понимают, то я с такими не работаю (смеется).
«Весна, осень, зима и снова весна» — у этого фильма много переводов, и от этого он воспринимается по-разному. Если и есть привлекательность в моих работах, то она заключается в том, что разные люди по-разному думают о нем.
Российский актер Эвклид Кюрдзидис признался, что в гостинице после приема в честь открытия «Амурской осени» украл бейдж Ким Ки Дука. Режиссер с улыбкой разрешил оставить «сувенир».
Жестокость и справедливость
Мои фильмы часто называют жестокими, но в новостях и в реальности мир бывает еще страшнее. Это я и использую как материал для творчества.
Да, в моих работах часто встречаются преступления. Но я не считаю, что могу судить героев, пускай и являюсь режиссером и сценаристом. Судьба героев — не моя воля, поэтому я стараюсь оставлять концовку открытой. Смерть у меня парадоксальна, хоть она и есть в сюжетах.
Честно говоря, мой следующий фильм — еще более жестокий, чем предыдущие. Ужасно жестокий. Думаю, с ним будет связан скандал. При этом он — определенно для чистых и добрых душ. Это и есть вторая сторона фильма, при том что первая — откровенная жестокость.
Жизнь меняется и мир вокруг меняется: дует ветер, идет дождь. Мнение о моем кино тоже должно меняться, это естественно.
В моем последнем фильме «Сеть» никто не хочет жить нормально. Однако это проблема и реалии не только Северной и Южной Кореи. Сейчас во многих странах актуальна мысль, которую я поднял в фильме: отношения человека и государства. Что важнее? Что первичнее? Человек или государство?
Кино, женщины и эмоции
Дело не только в красоте актрис: в «Острове» сначала должна была сниматься другая девушка, но потом мой друг познакомил меня с Ким Ю-сок. И я понял, что это ее героиня, ее роль, что у нее получится.
Смех сквозь слезы — то состояние, которое мне очень нравится и которое я стараюсь ухватить и передать в своих работах. Вот эту горькую иронию.
Главное в женщине — энергия. Если бы не было в мире женщин, я бы не снимал кино, потому что конфликт, скрытый в отношениях мужчины и женщины — это главный конфликт в кино. А вообще я — человек немолодой, и уже не важно, кого я люблю. Вот кто меня любит — куда интереснее.
Мне нравится создавать что-то своими руками. Я сам, без специального образования, построил маленький домик и в нем сложил настоящую печку.
Я не знаю, где лучше всего жить. Рай — он здесь и сейчас.
По окончанию встречи Ким Ки Дук преподнес сюприз: он попросил разрешения спеть для своих зрителей фрагмент старинной народной песни «Ариран», одноименную с его фильмом 2012 года. Неожиданно мелодичное пение на полминуты вырвало зрителей из реальности. Выходя из фестивального шатра в мягкую сентябрьскую ночь, мы согласились, что здесь не обошлось без волшебства.
Фото: Дмитрий Тупиков
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.